Древний мыслитель и время

Древний мыслитель и время

Ни
для кого не секрет, что в странах Азиатского континента философское
течение конфуцианства, зародившееся во второй половине 1 тысячелетия до
н.э., было довольно широко распространено и оказывало значительное
влияние на политическую жизнь, социально-экономические отношения и
культуру этих стран. К примеру, в Китае конфуцианство признавалось
официальной идеологией до 1912 года и духовно доминировало до 1949
годов, подобное положение сохранилось и на Тайване, и в Сингапуре.
После идеологического разгрома в 1960-е годы (имеется
  в
виду кампания «критики Линь Бяо и Конфуция») ныне оно успешно
реанимируется и в КНР как носитель ожидающей востребования национальной
идеи.

Между
тем, матери Конфуция, гласит предание, перед самыми родами явился
мифический единорог. Из его пасти торчала табличка из яшмы, на которой
было начертано: «Звезда опустится на землю, чтобы возродить великую
династию…»

Через
несколько дней женщина поднялась на гору Ни, где и произвела на свет
необычайно безобразного ребенка. Лицо его было настолько некрасиво, что
мать решила, что родила чудовище, и собралась оставить его в пещере. Но
вдруг она увидела как тигрица принялась вскармливать младенца, а
прилетевший орел обмахивал его своими громадными крыльями. Поняв, что
боги благоволят новорожденному, мать Конфуция запеленала его и отнесла
домой.

Мальчика назвали Кун Жунни, хотя все обращались к нему не иначе, как Кун Фунцзы, то есть господин Кун, Конфуций.

Жизнь
древнего философа овеяна многочисленными мифами и легендами, которые
вероятно, привели бы в ужас его самого, поскольку он всегда считал себя
простым смертным.

Трудно
переоценить ту значительную роль, которую сыграл этот родившийся 2557
лет назад человек в формировании общественного сознания и философских
концепций китайцев-ханьцев. В дальнейшем его взгляды оказали сильное
влияние на развитие общественной мысли в других странах Востока –
Корее, Японии, Монголии, Вьетнаме, затронули даже жителей Сиама
(Таиланда), Бирмы, Явы, Суматры, Тибета, Гавайских островов и Филиппин.
В любом конце земного шара, где проживают общины китайцев, Конфуций
всегда оставался их душой, хотя многие из тех, кто ныне проповедует его
учение, смутно представляют себе, кем на самом деле был древний мудрец.

Конфуцианство
разрабатывало прежде всего проблемы морали и этики. Сам Конфуций,
идеолог родовой знати эпохи «борющихся царств», считал, что
существовавшие при нем нравы и общественные порядки сложились в
результате забвения прошлых истин. Многие исследователи утверждали, что
его учение – это во многом философия власти, которая предлагала целую
этическую систему по воспитанию человека в духе повиновения и
подчинения. Исторически конфуцианство оказало влияние на социальную
стабильность Китая.

Многие
китайские реформаторы не раз подвергали это учение резким нападкам,
считая его консервативным и отвечающим интересам правящих кругов. Сам же
  Конфуций,
вероятно, исходил в своих действиях из сокровенной мечты добиться
справедливости и благоразумия в управлении княжеством Лу, в котором
родился. Когда ему исполнилось 50 лет, он несмотря на далеко не
блестящее образование, был назначен судебным секретарем. Но менее чем
за 5 лет утратил все иллюзии относительно «ответственности и
справедливости» в судопроизводстве. Тогда он пустился в 14-летние
скитания по другим китайским княжествам, а вернувшись оказался не у
дел. В столице княжества Лу Цюйфу (ныне городок в провинции Шаньдун)
ему было отказано в официальной должности.

И с
того времени Конфуций стал ежедневно читать свои лекции.
Мудрец-самоучка убеждал жаждущих знаний учеников в необходимости
изучения классических произведений, нравов и порядков, существовавших
во времена древней династии Ся (предположительно
XXI
XV века до н.э.) и в начале
  правления
династии Чжоу (Западная Чжоу 1027-771 годы до н.э.). Задачу тогдашних
правителей он видел в подражании основателям древних династий,
проповедовал важность соблюдения обрядов и церемоний, «поскольку именно
они ведут к социальной гармонии».

Основой
порядка в государстве, в семье, считал Конфуций, является четкое
определение места каждого человека в структуре общественных и семейных
отношений. Этот порядок, по его мнению, должен поддерживаться в форме
ритуала «ли», которому должны следовать все члены общества. Главными
принципами отношений между людьми философ провозгласил «жизнь» –
человеколюбие, «и» — справедливость, «цзюнь-цзы» — благородство,
которые определяются не происхождением, а личными добродетелями
человека. Он предлагал предоставить возможность получить «образование
всем, без классовых различий», для создания духовной основы общества.
Известно бессмертное высказывание Конфуция: «Не делай другому то, что
ты сам бы не хотел, чтобы сделали тебе» И хотя мудрец ссылался на
«небо» (тянь) и на «судьбу» (мин), его этические нормы твердо опирались
на мирское и были далеки от схоластики.

Говорят,
Конфуций имел около 3 тысяч учеников. Из них 72 ближайших его
последователя получили известность. Многие были даже более удачливыми,
чем их учитель, занимали важные правительственным посты и шли на
компромиссы, которые бы не стерпел Конфуций. Другие же посвятили свою
жизнь распространению его идей и записали их в «собрания трудов»,
являющиеся сегодня основным источником учения древнего философа.
Позднее его последователи развили многие его идеи, особенно по
метафизике, чему сам Конфуций придавал мало значения. Следующим главой
школы стал Мэн-цзы (372-289 годы до н.э.) – второй мудрец и затем
Сюнь-цзы (313-238 годы до н.э.). Их противоречивое отношение к натуре
человека – Мэн-цзы считал людей прекрасными и совершенными творениями.