Взгляд с Востока

Взгляд с Востока. Как китайцы исследовали территорию Центральной Азии

Понятия
«Восток» и «Запад», объединяющие определенные культуры, появились в
Средневековье, в эпоху Крестовых походов (X-XIII веков), когда
христианская Западная Европа направила свои рыцарские дружины на
отвоевание Палестины у арабов-мусульман. Как раз Восточное
Средиземноморье и Северная Африка и стали для европейских географов
того времени «Востоком», который они противопоставили своему привычному
«Западу» — Западной Европе. Соответственно, и Средняя Азия всегда
охватывалась для европейских ученых этим таинственным понятием. Но за
многие века до европейцев сюда проникали путешественники, для которых
этот регион был далеким… Западом! Речь идет о китайских паломниках,
купцах, дипломатах. Они приезжали либо по делам торговым в Согд,
Тохаристан и Хорезм, следуя с грузом шелка «транзитом» в Иран и Сирию,
либо с посохом буддийского монаха брели от монастыря к монастырю за
«светом учения» в далекую Индию.

Сведения
о Средней Азии появились в китайской географической литературе задолго
до нашей эры. Посол Срединной империи, как называли тогда Китай, Чжан
Цань побывал здесь в 127 году до нашей эры, возвращаясь на родину через
Алайскую долину. В своих записках он называет Памир Цунлином (Цун-лин),
то есть, «Луковыми горами». Это связано с изобилием разных видов дикого
лука, произрастающего здесь. Во всяком случае, это название Памира
сохранилось у китайцев надолго.

Посольство
Чжан Цяня послужило очень важному экономическому и культурному событию
в межцивилизационных контактах — открытию Великого Шелкового Пути.
Первый караван с шелком отправился из города Сианя в 106 году нашей
эры. С тех пор в страны Европы начали проникать достоверные сведения о
Центральной и Средней Азии, равно как и страны Дальнего Востока начали
познавать Запад.

В
I веке нашей эры китайским ученым Бань Гу была составлена книга
«Цаньханьшу», в которой встречаются интересные данные о Памире. Бань
Гу, как и Чжан Цань, называет Памир с прилегающими хребтами «Цунлином».
К западу от него, по Бань Гу, располагалось владение Уча, которое одни
отождествляют с Бадахшаном, другие — с Сарыколом, третьи — с Ванчем.
Китайский географ описывает направление главных путей через Цунлин,
приводит расстояния между географическими объектами. Он упоминает, в
частности, озеро Аличул, которое многие исследователи склонны считать
искаженным названием Аличура (Аличур, — крупный правый приток Пянджа,
берет начало на северных склонах Южно-Аличурского хребта).

Судя по всему, карты Бань Гу составлялись по расспросным данным, полученным от местных жителей на Памире.

В
середине IV века путешествие из Китая в Индию совершил буддийский монах
Дао Ань. Он составил «Описание западных стран», в котором имеются
упоминания и о Памире.

Дао-ань
— старейший из китайских путешественников-буддистов по Восточному
Туркестану, автор Ши-дао-ань-си-юй-чжи, т. е. «Описания Зап. стран,
составленного саманейцем Дао-анем». Он умер в 386 году нашей эры.

В
399 году из Китая в Индию направилась группа монахов-паломников. Один
из них, Фа Сянь, также описал это путешествие, совершенное через
Цунлин. Однако, в отличие от своих предшественников, под Цунлином Фа
Сянь подразумевал Памир с Гиндукушем и хребтом Музтаг. Восстановить
маршрут Фа Сяня с точностью так и не удалось, но, судя по описаниям, он
непосредственно пересек территорию нынешнего Кыргызстана и Южного
Таджикистана.

В
519-622 году через Памир и Вахан в Северную Индию проследовали Хой Шен
и Сон Юн. Они оставили потомкам описание Вахана (Бохо), окруженного
мощными хребтами, а также характеристику отрогов Западного Памира
(Горного Бадахшана) с каменистыми почвами и бедным населением. Краткие
данные о территории Южного Таджикистана встречаются в труде Пэй Дзюня,
относящемся к началу VII века. При описании пути из Китая на Запад Пэй
Дзюн упоминает Цунлин (Памир) и Вахан, который он называют Хюми. Каждая
из этих областей получила в трудах китайского географа краткую
природную характеристику.

Наиболее
известное и полное китайское описание Средней Азии и конкретно
территории Таджикистана принадлежит монаху из провинции Гунань Сюань
Цзану, совершившему в 629-
645 г.г. поездку в Индию.


Сюань-цзан

(около 600-664), китайский путешественник, буддийский монах. В 629-645
совершил путешествие в Среднюю и Центральную Азию и Индию. В его соч.
«Да Тан си юй цзи» («Записки о странах Запада»), законченном в 648,
содержатся многочисленные сведения по географии, этнографии, истории
посещенных районов, в том числе Тянь-Шаня и Памира.

Путешествие
Сюань Цзана началось в августе 629 года из расположенного в
северо-западном Китае города Сиань (Чань-Ань) и продолжалось целых
шестнадцать лет. Паломник отправился по древнему «Шелковому пути»,
вернее по северной его ветви, пролегающей по пустыне Гоби и Тянь-Шаню,
через Ферганскую долину и Самарканд по территории Ирана. При переходе
через Тянь-Шань, писал Сюань Цзан, «порывы ветра и снежные вихри
ежеминутны, так что, несмотря на двойные башмаки и меховое платье
нельзя не содрогаться от холода. Для сна приходится подстилать циновки
(рогожки) на льду. Не следует здесь одевать красные одежды, иметь
тыквенные сосуды и кричать, Если это не соблюдено, возможны величайшие
несчастья, внезапно начинающийся сильный ветер поднимает вихри из песка
и производит каменный дождь».

Но
даже не эти трудности перехода были самыми страшными для Сюань Цзана и
его товарищей: благочестивый буддийский паломник жалуется, что в горах…
«сильно мешали драконы»! Так или иначе, но пока монах перебирался через
горные хребты Тянь-Шаня и прибыл, наконец, к берегам озера Иссык-куль,
он потерял четырнадцать спутников. Но и здесь напасти не кончились, и
Сюань Цзан сообщает о жемчужине Кыргызстана следующую информацию: «В
водах его рыбы и драконы живут вместе и время от времени из недр его
показываются необыкновенные чудовища».

Наконец
буддийский паломник прибыл во владения Самосян, находившиеся в долине
реки Зеравшан. «Владения эти защищены естественными препятствиями и
обладают многочисленным населением. Самые драгоценные произведения
иноземных стран собраны здесь в значительном количестве. Почва тучна и
плодородна и дает обильные жатвы. Лесные деревья растут роскошно, а
цветы и плоды получаются в изобилии. Страна эта производит много
прекрасных лошадей. Жители ее отличаются в искусстве и ремесле. Климат
приятный и умеренный, нравы внушают силу и храбрость. В отношении
всего, что касается нравственного поведения и правил приличия, народы
соседние и далекие считают это владение за образец».

Далее
путь Сюань Цзана лежал на юг, к Термезу, бывшему тогда крупным
буддийским центром и насчитывающего, по словам китайского паломника,
двенадцать монастырей, в которых жили, в общей сложности свыше тысячи
монахов. На пути к Термезу он побывал в долине Вахша, который называет
рекой Боужу. Здесь, как описывает путешественник, находилось царство
Тухоло, разделенное на двадцать отдельных владений, враждующих между
собой.

Путь
Сюань Цзана от берегов Вахша к Термезу лежал через легендарные
«Железные ворота» — узкий горный проход Бузгала в районе города Байсуна
на территории нынешней Сурхандарьинской области Узбекистана. Сейчас это
название воспринимается лишь как эпитет, данный узкому горному проходу,
но китайский монах застал еще настоящие двустворчатые ворота, окованные
железом и увешанные множеством железных колокольчиков. «Железные
ворота» в то время были частью мощного укрепления, контролирующего
дорогу от Аму-дарьи на север Средней Азии.

Сюань
Цзан побывал в Афганистане, долго жил в Индии, объездив всю страну.
Затем он снова отправился на север, на этот раз через Памир. Перейдя
Хаванский перевал Гиндукуша и побывав в Тохаристане, паломник вышел по
древней караванной дороге на Восточный Памир, который он называет
Болуло, имея в виду целый комплекс меридианально расположенных хребтов
во главе с Сарыкольским.

В
первой трети VIII века среднеазиатские владения в междуречье Аму-дарьи
и Сыр-дарьи посетил китайский путешественник Хой Чао. В своих путевых
заметках он описывает Путэшань (Бадахшан), Хэми (Вахан), Шини (Шугнан),
Большой Боми (Памир). Хой Чао писал о холодном климате этих стран,
высоких снежных горах, быте и языках местного населения. Упоминает он и
о знакомом нам «Цунлине», но у него под этим названием фигурирует не
весь Памир, а только его небольшая часть — Сарыкол, находящийся сейчас
на территории Синьцзяна.

Собранные
китайцами на протяжении многих веков сведения о Средней Азии были
обобщены в VIII веке в географическом сочинении «Тань-шу». Здесь
собраны многочисленные сведения и о природе территории нынешнего
Таджикистана, государствах, городах, и их населении. Указываются
расстояния между различными географическими объектами, протяженность
долин, ширина рек и переправы через них.

Так
в общую «копилку» человеческих знаний о центре необъятной Евразии
китайцы внесли важнейшие сведения, используемые до настоящего времени
учеными всего мира.